ВАЗ-2101…2107
Когда из выхлопной трубы вырываются клубы сизого дыма, в голову приходят
грустные мысли. Ничего не поделаешь, ремонт мотора – неприятный, но неизбежный
этап в жизни машины.
У двигателей «Жигулей», пробежавших около 100 тыс. км, заметно изнашивается
поршневая группа. Признаки этого – повышенный расход бензина, компрессия
двигателя ниже 10 кгс/см2, высокий расход масла (от метки «max» до «min» – за
1000 км пробега), выхлопные газы сизого оттенка. Как правило, в этом случае
расход масла после традиционной замены маслоотражательных колпачков уменьшается
незначительно.
В подобной ситуации нередко удается обойтись заменой поршневых колец, не
снимая двигатель с автомобиля. При этом потребуются только новые прокладки под
головку и поддон блока. Остальные негодные детали определятся при разборке.
Работу выполняем на канаве или эстакаде. Из специального инструмента
понадобятся динамометрический ключ и оправка для обжатия поршневых колец.
Снимаем аккумуляторную батарею, корпус воздушного фильтра, карбюратор,
распределитель зажигания, шланг вентиляции и сливаем масло из поддона двигателя.
|
|
Отсоединяем провод от датчика температуры
охлаждающей жидкости и ключом «на 13» выворачиваем пробку из блока
двигателя. Сливаем охлаждающую жидкость. |
Ослабляем хомут и снимаем шланг «печки» с
патрубка головки блока. |
При заправке системы охлаждения этот шланг также снимаем. «Тосол»
заливаем в радиатор до тех пор, пока он не потечет из шланга и штуцера. Заправку
можно ускорить, создав небольшое избыточное давление в радиаторе, например, с
помощью приспособления, описанного в ЗР, 2000, № 10, с. 203.
|
|
Отсоединяем от штуцеров впускной трубы шланг
вакуумного усилителя тормозов и шланг охлаждающей жидкости. |
Снимаем шланги с патрубка на передней части
головки блока. |
|
|
Снизу автомобиля ключом «на 13» отворачиваем
болт хомута крепления приемной трубы к коробке передач и отсоединяем ее от
трубы резонатора. |
Ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки
крепления приемной трубы к коллектору и отсоединяем трубу от двигателя.
|
|
|
Торцевым ключом «на 13» отворачиваем верхнюю
гайку крепления воздухозаборника. |
Нижняя гайка «на 13» одновременно крепит
переднюю часть щитка стартера. |
Задняя часть щитка стартера крепится к впускному коллектору гайкой «на 13».
Обычно она отворачивается вместе со шпилькой. При этом появляется сквозное
отверстие в выпускном коллекторе. Нижняя часть щитка стартера крепится через
проушину болтом «на 10» к кронштейну на опоре двигателя.
|
|
Нижнюю проушину крепления щитка стартера
советуем удалить, что упростит его снятие и установку. |
Торцевым ключом «на 10» отворачиваем
крепление крышки головки. |
|
|
Ослабляем натяжение цепи. Для этого ключом
«на 13» отворачиваем колпачковую гайку натяжителя цепи; надавливаем
монтажкой через цепь на башмак натяжителя (плунжер натяжителя должен
утопиться) и затягиваем колпачковую гайку. |
Отгибаем усик контровочной шайбы и ключом
«на 17» отворачиваем винт крепления звездочки распредвала. |
|
|
Снимаем звездочку, а цепь подвязываем, чтобы
она не упала вниз. |
Для удобства регулировки зазоров двигателя
рекомендуем нанести на звездочку метки через 90°, считая от основной
метки. |
|
|
Ключом «на 13» отворачиваем девять гаек
крепления корпуса распредвала... |
...и снимаем его со шпилек головки
блока. |
|
|
Отворачиваем 10 болтов крепления головки
блока. Болты старого образца с головкой под ключ «на 17», нового – «на
12». |
Ключом «на 13» отворачиваем болт возле
распределителя зажигания (момент затяжки 3,2– 4,0 кгс.м). |
|
|
Снимаем головку блока с
прокладкой. |
Торцевым ключом «на 13» отворачиваем гайки
крепления опор двигателя. |
Чтобы снять поддон, необходимо приподнять двигатель над поперечиной.
Домкратом поднимаем автомобиль до отрыва переднего левого колеса. Подставляем
упор в головки болтов крепления поддона в районе масляного фильтра и плавно
опускаем автомобиль. Левая опора двигателя оторвется от подушки. В
образовавшуюся щель вставляем подходящий по толщине брусок. Убираем упор.
|
|
Торцевым ключом «на 10» отворачиваем 18
винтов поддона и снимаем его. |
Если это не удается, то вывешиваем правую
сторону двигателя, подставив упор под кронштейн крепления генератора.
Снимаем поддон и прокладку. |
|
|
Торцевым ключом «на 13» выворачиваем два
винта крепления масляного насоса и снимаем его. |
Торцевым ключом «на 14» отворачиваем гайки
крепления крышек шатунов (в некоторых исполнениях был ключ «на
15»!). |
|
Сняв крышки шатунов с
вкладышами и легко постукивая ручкой молотка, выталкиваем поршень с
шатуном и верхним вкладышем вверх. |
Если не собираетесь менять вкладыши на новые, не путайте их местами.
Определить степень износа цилиндров с достаточной точностью можно и без
нутромера: используют верхнее компрессионное кольцо и набор щупов. Но сначала
очищаем от нагара верхнюю часть цилиндра.
|
Вставляем верхнее
компрессионное кольцо в цилиндр на глубину не более 5 мм (в этой зоне
износ практически отсутствует) и щупами замеряем зазор в стыке кольца S1.
Затем передвигаем кольцо ниже в зону максимального износа на глубину 8–10
мм и опять замеряем зазор S2. |
Износ цилиндра равен (S2-S1)/3,14. Если он меньше 0,15 мм, то имеет смысл
заменить изношенные кольца номинальными.
Обязательно проверьте, пройдут ли новые кольца в цилиндр. Для этого
установите их в верхнюю, неизношенную часть цилиндра. У некоторых колец,
возможно, придется припиливать надфилем стык. В неизношенных цилиндрах зазоры в
стыках колец должны лежать в пределах:
– 0,30–0,45 мм первое компрессионное
– 0,25–0,40 мм второе компрессионное и маслосъемное
Для изношенных цилиндров желательно ориентироваться на меньшие цифры.
|
Сломанными старыми кольцами
очищаем канавки поршней от нагара. |
Кольца перед установкой обкатываем по канавкам поршней. Если какое-нибудь
кольцо «закусывает», то притираем его на листе мелкозернистой наждачной бумаги,
положенной на стекло. Рекомендуемые зазоры в соединении с поршнем показаны на
рис. 1.
|
Рис. 1. Допустимые зазоры
между поршнем и кольцами. |
Устанавливаем кольца на поршень.
Второе компрессионное кольцо (с выточкой в нижней части) довольно
жесткое – не сломайте его!
Стыки колец расставляем на поршне в соответствии с рис. 2.
|
Рис. 2. Расположение стыков колец на поршне
перед установкой его в цилиндр. |
|
На юбке поршня есть метка «П»,
которая должна быть обращена к передней части двигателя, а на боковой
нижней части шатуна и его крышке выбиты цифры, обозначающие номер
цилиндра, где он должен быть установлен. При сборке цифры должны быть с
одной стороны. |
Перед установкой поршней стыковочную поверхность блока очищаем от остатков
прокладки и нагара. Выводим две шатунные шейки коленвала в нижнюю мертвую точку.
Обильно смазываем моторным маслом цилиндр и поршень. Устанавливаем в шатун
половинку вкладыша и тоже смазываем его моторным маслом. Вставляем поршень в
цилиндр.
|
Обжать кольца можно полоской
жести высотой около 30 мм. Сжимаем концы полоски и легкими ударами ручкой
молотка осаживаем поршень в цилиндр. |
Вставляем второй поршень и устанавливаем соответствующие крышки шатунов с
вкладышами. Проворачиваем коленвал на 180° и устанавливаем оставшиеся два
поршня. Затягиваем гайки шатунных крышек моментом 4,4–5,5 кгс.м.
Очищаем поверхность стыка головки блока от нагара и остатков прокладок.
|
Перед установкой головки блока
продуваем воздухом отверстия под болты. Можно очистить эти отверстия,
навернув на отвертку кусочек сухой материи. |
Устанавливаем прокладку на направляющие втулки, на нее головку блока и
проводим дальнейшую сборку двигателя. При этом учтите, что болты старого образца
следует затягивать в два приема: сначала до момента 3,4–4,2 кгс.м, затем до
9,8–12,1 кгс.м, а новые – в четыре приема: сначала до момента 2,1 кгс.м, затем
до 7,1–8,7 кгс.м, потом два раза доворачивать на углы по 90С.
|
Натягиваем цепь привода
распредвала: отворачиваем колпачковую гайку натяжителя; монтажкой, как
рычагом, натягиваем цепь через башмак натяжителя (при этом плунжер
натяжителя должен выйти из корпуса) и затягиваем колпачковую
гайку. |
Заливаем масло, охлаждающую жидкость, регулируем зазоры у клапанов.
Пустив двигатель, проверяем, нет ли утечки масла и охлаждающей жидкости.
В дальнейшем двигатель обкатываем так же, как новый.