Автор этой статьи чаще всего появляется на публике с
микрофоном в руках. Только в отличие от звезд эстрады, он в него не
поёт и не говорит. Он его устанавливает в машину перед замером
звукового давления. Дима - бессменный предводитель технической
бригады SPL-клуба. Однако сегодня он, как видите, без микрофона.
Зато вооружен ценнейшим личным опытом возведения подиумов под
акустику в двух (последовательно) популярных отечественных
автомобилях.
ЧАСТЬ 1. ВАЗ-2109 (ОПЫТ 1999-2000г.)
Известно, что ни одна серьезная установка не обходится без
подиумов под передние мидбасы. Причем практически в любой модели
автомобиля. Поэтому передо мной не стоял вопрос "делать - не
делать", а оставалось лишь определиться с конструкцией.
Пару слов о построении системы. Первый опыт самостоятельного
изготовления подиумов относился у меня к тому времени, когда машиной
была ВАЗ-2109 с высокой панелью. Впереди я планировал применить
трехкомпонентную схему:
- мидбас 16 см - на подиумах в дверях;
- мидрейндж 13 см - в штатных местах (был план про кикпанели, но
в этой установке его воплотить не удалось);
- пищалки - на передних стойках.
Об ориентации мидбасов. По-правильному углы установки динамиков
нужно подбирать долго и упорно, экспериментальным путем. Но делать
призовую установку я не собирался, а "вырулить" сцену намеревался в
дальнейшем с помощью мидрейнджа и пищалок, что в трехполосной
системе вполне допустимо. Поэтому форма и угол наклона были выбраны
на глазок.
Выбор технологии
Несмотря на известный классицизм технологии, подробное описание
которой висит на сайте www.caraudio.ru года примерно с 1996-го, идея
обтягивать трикотажной майкой фанерный каркас мне не приглянулась. А
просто наносить "Макрофлекс" на обшивку - тоже не вариант, поэтому
выбрал промежуточную схему: на силовой деревянный каркас напыляется
"Макрофлекс" и оклеивается стеклотканью.
Основные материалы
Фанера 8 мм, приблизительно 0,8 кв. м, обрезки оргалита и
толстого картона.
Стеклоткань толщиной 0,25 мм, куплена в магазине для
авиамоделистов, порядка 2 кв. м. Также прикупил и ткань 0,06 и
углеленту, но они мне как-то не пригодились...
Эпоксидный клей ЭДП, использовал упаковку по 150 г, очень удобно
- разводил сразу весь флакон. Расход составил 6 - 7 упаковок.
Производство: г. Воронеж.
Полиэфирная шпаклевка со стекловолокном "BODY" (т.н.
"волосянка"), одна баночка 250 г, стоила порядка 100 руб.
Шкурка, резиновый держатель для шкурки (продается на всех
строительных рынках, очень удобный!), резак, клей ПВА, пластилин,
монтажная пена "Макрофлекс" (одного баллона хватит), саморезы,
маленькие гвоздики.
Автопластилин (да, вообще-то, не обязательно "авто").
Винил и клей для него, но про это - потом.
Изготовление каркаса
Начал с примерки: после двух макетов из бумаги стало совершенно
ясно, что приемлемая форма нижней части может быть только одна.
Поэтому я из 8-миллиметровой фанеры вырезал дно подиума, кольцо под
динамик и боковые распорки. Кстати, замечу, что все детали я вырезал
сразу в двух экземплярах - так гораздо легче их подгонять, да и при
шлифовке проще соблюдать прямые углы.
Собрал силовую конструкцию при помощи ПВА и гвоздиков 20 мм. Она
и сама по себе оказалась довольно прочной...
Теперь про карман двери. Я сразу отказался от затеи делать его
заново из фанеры - штатный пластиковый вполне хорош. Поэтому
отвинтил его от обшивки и подпилил таким образом, чтобы он ровно
прилегал к основанию подиума. Готовую конструкцию залил монтажной
пеной, предварительно заполнив полость под динамик пластилином в
целлофане, чтобы потом меньше излишков пены обрезать. Накладывать
надо тонким слоем, толстый плохо сохнет, особенно внутри. Излишки
подрезал ножом, требуемую форму придал с помощью крупнозернистой
шкурки. "Макрофлексу" не всегда получается придать желаемую форму:
после отверждения на воздухе внутри пласта он остается довольно
мягким и крупнопористым. Поэтому лучше перед оклейкой подшпаклевать
поверхность.
Оклейка стеклотканью
Использовал толстую стеклоткань - 0,25 мм. Ткань пропитана
парафином, пришлось предварительно прокаливать ее на огне. Можно это
делать и в духовке, но только холостякам. Остальным не советую,
возможно непонимание... Предварительно втерев эпоксидку в пену,
аккуратно накладывал стеклоткань, заранее пропитанную смолой. Форма
болванки позволяла уложить один цельный кусок без перегибов и
надрезов. Свисающие излишки подгибал, иногда прихватывал гвоздиками
к фанерному основанию. Слои почти не шлифовал. В общей сложности
положил три слоя ткани толщиной 0,25, конструкция вышла прочная.
Счел излишним оклеивать углелентой, подиум и так получился как
каменный - сказался силовой каркас. Хотя для большей прочности можно
было все-таки дать пару слоев углеволокна.
|
ВНУТРЕННИЙ ДИАМЕТР КОЛЬЦА ВЫРЕЗАН С
ЗАПАСОМ, ВНЕШНИЙ ЖЕ ВЫБРАН ПОЧТИ ВРОВЕНЬ С ГОЛОВКОЙ -
175 ММ | |
|
НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ ВИДЕН ВЫРЕЗ ПОД
ВЫСТУПАЮЩУЮ ЧАСТЬ ШТАТНОГО
КАРМАНА | |
|
ВИДНО, КАК ПОДПИЛЕНА ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ
КАРМАНА. ПЛАСТИЛИН ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАВЕРНУТ В ЦЕЛЛОФАН,
ЧТОБЫ ПОТОМ ЛЕГЧЕ БЫЛО ЕГО ВЫТАЩИТЬ ИЗ
"МАКРОФЛЕКСА" | |
|
ЗАЛИВКА В ДВА
ЗАХОДА | |
|
ПРАКТИЧЕСКИ ГОТОВО ПОД ОКЛЕЙКУ
СТЕКЛОТКАНЬЮ. КРУПНЫЕ РАКОВИНЫ И ДЫРЫ ЗАПОЛНИЛ ЭДП С
ОПИЛКАМИ | |
|
ОКЛЕЕННЫЕ И ЗАШПАКЛЕВАННЫЕ ПОДИУМЫ.
ГОТОВЫ К ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ
ОТДЕЛКЕ | |
|
НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - "ЗАДНИК". СЛЕВА
ВИДНО, КАК СТЕКЛОТКАНЬ ЗАХЛЕСТЫВАЕТ ПЛАСТИК КАРМАНА,
ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖЕСТКОСТЬ
ПЕРЕХОДУ | |
|
ПОКРАСИЛ В ОДИН СЛОЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ВИДА.
НИЖНЕЕ УГЛУБЛЕНИЕ В ОБШИВКЕ ТОЖЕ БУДЕТ ОКЛЕЕНО
КОВРОЛИНОМ. НО ПОЗЖЕ... | |
|
Чтобы подиум прилегал к обшивке по всей площади основания,
пришлось вырезать из оргалита дополнительный "задник". Приклеил его
к фанере эпоксидкой, требуемую толщину подбирал кусочками картона
уже по месту.
Шпаклевку накладывал пластиковым шпателем, ложится неплохо,
только очень маленькое время жизни у приготовленной порции -
несколько минут. Зато быстро застывает, пока один подиум намажешь,
другой уже высохнет. Как видно на фото, форма получилась довольно
ровная - много шпаклевать не пришлось. Основное внимание уделил
стыку кармана и подиума.
Выравнивал шкуркой средней зернистости, делал все на балконе -
сильно летит стекловолокно наполнителя, от него потом все чешется.
Работал в резиновых перчатках, руки не казенные.
Декоративная отделка
Предварительно подиумы вместе с карманом выкрашены черной матовой
нитрокраской. Смотрится вполне достойно, хотя поверхность
подготовлена явно не под покраску, так что решил обтянуть подиумы
винилом. Винил куплен т.н. "мебельный", вроде как соответствует
понятию "4-way" (тянется в четыре направления). Был найден на
строительном рынке в Митино. Стоит недорого. Таким винилом я уже
обтягивал один подиум (не этот!), правда, более рельефной формы -
результаты более чем приемлемые.
При обтяжке использовал клей "88" и строительный фен. Клеем
намазывал обе поверхности, концентрическими кругами от посадочного
места под динамик, винил несильно грел феном и без особых усилий
укладывал. Все сразу мазать не стоит, между укладками лучше
подождать полчасика. Концы после обрезки можно подкрепить
суперклеем.
Инсталляция
В обшивке ножом прорезал дыру, прикрутил ее к фанерному основанию
саморезами. В самой двери пришлось немного расширить штатное
отверстие под динамик. Для создания монолитной конструкции "подиум -
дверь" из фанеры 10 мм вырезал подкладку, намазал герметиком и
наглухо прикрутил 7-ю саморезами к двери. Когда прикладываю обшивку
с привинченным подиумом к двери, то она плотно прижимается к
подкладке. Далее все это стягивается саморезами по периметру
внутреннего отверстия в основании для образования монолитной
конструкции. В итоге цель была достигнута: подиум через подкладку
намертво привинчен к железу двери. Саму обшивку двери у этой машины
лучше крепить саморезами, хотя у меня она неплохо держалась и на
штатных пистонах.
Установка динамиков
Динамики появились, когда подиумы уже были изготовлены (ошибка,
которую я в дальнейшем не повторял). Выяснилось, что мидбасы
компонентных Hifonics Generation 6.2c не помещаются в подиумах - и
корзина шире, и магнит значительно больше ожидаемого. Поэтому
посадочные места мне пришлось рассверливать, причем в довольно
грубой форме...
|
ВСЕ ЖЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТВЕРСТИЕ В ПОДИУМЕ
ОКАЗАЛОСЬ НЕДОСТАТОЧНО ШИРОКИМ ДЛЯ ТАКОГО МАССИВНОГО
МАГНИТА. ТАКОМУ МИБДАСУ НУЖНО ДЫШАТЬ "ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ" НО
ИЗМЕНИТЬ КОНСТРУКЦИЮ УЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ
ВОЗМОЖНЫМ... | |
|
НА СНИМКЕ МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ КРЕПЛЕНИЕ
ПОДИУМА САМОРЕЗАМИ ЧЕРЕЗ ПРОКЛАДКУ К ЖЕЛЕЗНОЙ
ПОВЕРХНОСТИ ДВЕРИ | |
|
ВОТ ИТОГОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ С ДИНАМИКОМ БЕЗ
ЗАЩИТНОЙ СЕТОЧКИ. ВРОДЕ НЕПЛОХО, ОДНАКО МАЛОВАТ ВСЕ-ТАКИ
ПОДИУМ ДЛЯ ТАКОЙ
ГОЛОВКИ... | |
|
ВЕРХНЕЕ КОЛЬЦО ВЫРЕЗАНО ТОЧНО ПОД
ДИНАМИК. ЗАЩИТНАЯ СЕТКА ПОЛУЧАЕТСЯ ВРОВЕНЬ С ЛИЦЕВОЙ
ПОВЕРХНОСТЬЮ, ПАРУ МИЛЛИМЕТРОВ НУЖНО НАКИНУТЬ НА ВЫСОТУ
СТЕКЛОТКАНИ | |
|
ВВЕРХУ КАРТИНКИ - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИГУРА
ИЗ ОРГАЛИТА, ОНА СЛУЖИТ ДЛЯ БОЛЕЕ ПЛОТНОГО ПРИЛЕГАНИЯ
ПОДПЯТНИКА К ОБШИВКЕ. СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЫРЕЗ (НА СНИМКЕ ВНИЗУ
СПРАВА) | |
|
НА СНИМКЕ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ УГОЛ НАКЛОНА
ОСИ ГОЛОВОК. ВИДНО, ЧТО ВЕРХНИЙ КРАЙ ОБРАЗУЕТ ПРИЛИЧНУЮ
ЩЕЛЬ С ОБШИВКОЙ
ДВЕРИ | |
Пластиковую подкладку под динамик я приклеил силиконовым
герметиком к поверхности подиума, исключив тем самым все неплотности
прилегания.
Мидбасы показали отличный звук - глубокий и плотный бас.
Конструктив подиумов, их крепление также отлично себя
зарекомендовали. Хотя практика изготовления подиумов при наличии
отсутствия динамиков не может быть признана правильной - в моем
случае из-за малой величины внутреннего отверстия подиума наблюдался
"туннельный эффект". Это означает, что на большой громкости масса
воздуха, двигаемая диффузором, не успевает беспрепятственно
перемещаться между магнитом головки и внутренностями подиума. Таким
образом, за мембраной образуется разряжение и динамик начинает
"стучать катушкой", хотя запас по электрической мощности еще не
достигнут. Чтобы этого избежать, нужно делать внутренние отверстия
как можно шире.
ЧАСТЬ 2. ВАЗ-2112 (ОПЫТ 2001г.)
Инструменты и материалы
То же, что и в первой части, для ВАЗ-2109, плюс ещё кое-что:
- Упаковка саморезов с прессшайбой 4,2Х19 мм.
- Баллончик-аэрозоль антигравия "Body-950".
- Баллончик-аэрозоль черной матовой краски "Matson".
- Клей "Жидкие гвозди".
Набор инструментов применялся вполне стандартный, только на этот
раз я воспользовался электролобзиком "Skill", очень удобная и
полезная вещь, рекомендую. Не помешает и шлифовальная машина; также
отличные результаты дает применение шлифовальной насадки на дрель, к
которой сменные шлифкруги крепятся на липучке. Бюджетное решение, но
умеючи можно вырезать шедевр деревянного зодчества без единого
гвоздя, настоятельно рекомендую.
Большое значение играет наличие динамиков перед началом работ. В
прошлый раз я делал подиумы, используя только размеры гипотетической
головки, и получилось не совсем удачно - динамик просто не влезал...
Однако основная технология полностью себя оправдала, и я еще раз ею
воспользовался, применив лишь некоторые нововведения.
Силовой каркас
Он обязателен, несмотря на то, что оклеенная стеклотканью пена
довольно прочна. В этот раз я решил немного "утопить" головки на
высоту декоративной сеточки, а штатное пластиковое кольцо-подкладку
под динамик не использовать совсем.
Как и прежде, для каркаса использовал 8-миллиметровую фанеру - из
нее вырезал подпятник-основание и кольца под динамик. Одно кольцо
вырезал по размеру декоративной сеточки, а другое - по посадочному
диаметру головки. Детали старался вырезать сразу в двух экземплярах.
Штатный пластиковый карман сразу же обрезал и временно прикрепил к
нему фанерный подпятник (термоклеем, на этот раз я обзавелся
специальным пистолетом для его нанесения, инструмент надо: раз -
иметь, два - свой). Два кольца под динамик склеил между собой,
предварительно сбив их маленькими гвоздиками. В подпятнике вырезал
отверстие, соответствующее аналогичному в обшивке двери.
Далее требовалось совместить сборное кольцо и подпятник с
карманом, обеспечив требуемый угол наклона головки, а также ее
правильное местоположение. "Наклонные плоскости" (бобышки) вырезал
из ДСП - она потолще, затем тщательно подгонял их местоположение и
углы установки, временно фиксируя конструкцию теромоклеем. Склейку
каркаса решил разбить на 2 этапа: сначала приклеил (прибив
гвоздиками, как обычно) 4 бобышки к основанию (подпятнику). Затем,
когда клей высох, шкуркой, наклеенной на панель из ДСП, выровнял
бобышки таким образом, что при прикладывании кольца практически не
было щелей. Только после этого кольцо приклеил к бобышкам. И
промежуточным результатом остался более чем доволен.
Мои динамики обладают довольно развитой магнитной системой,
поэтому во избежание "туннельного эффекта" отверстие в подпятнике
расширил до верхнего посадочного диаметра. Приклеил карман к
подпятнику на ЭДП, предварительно крест-накрест исцарапав пластик
зубьями ножовки по дереву. Хочу отметить, что пластик этого кармана
отличается от предыдущего, "восьмого". Он более мягкий и, если можно
так сказать, более "мылкий", адгезия (прилипание) у него послабее.
Поэтому царапать поверхность я рекомендую как следует и
дополнительно фиксировать соединения механически - гвоздями или
саморезами.
Форма
Заполнение каркаса планировалось традиционное - монтажной пеной,
однако на этот раз, следуя совету опытных товарищей-профессионалов,
я очень хотел попробовать применение мокрой пены, всухую основа
получается очень рыхлая. Для пробы выдавил пару дорожек пены на
картонку и, поливая водой, ножом размял все пузыри - при этом пена
стала похожа на жидкую замазку. В процессе затвердевания эта
субстанция все-таки увеличилась в объеме, засохла гораздо быстрее и
получилась намного тверже. Она стала похожа на твердый пенопласт. Я
стал наносить мокрую пену на каркас и в два приема набрал нужный
объем.
Далее пенную форму правил шкуркой, причем, поскольку застывшая
"мокрая" пена гораздо плотнее и тверже обычной, "воздушной", она не
мнется и обводы корпуса получаются заметно точнее. Форму выводил на
глаз, стараясь избежать ненужной громоздкости с одной стороны и
излишней "костлявости" с другой. Довольно ответственная часть
конструкции - место сопряжения кармана и композитной части. Именно
здесь частенько ломаются (отслаиваются, трескаются) подобные
сооружения...
Оклейка
Перед традиционной оклейкой я все-таки решил прошпаклевать
крупные и средние раковины в пенопласте. Шпаклевку применил
проверенную, "BODY" со стекловолокном. После грубой зачистки намазал
ЭДП поверхность, уложил сначала полоски углеленты, затем накрыл всю
конструкцию слоем толстой (0,8 мм) стеклоткани. Ткань легла одним
куском абсолютно ровно, без складок и перегибов. Углеленты у меня
под рукой оказалось немного, поэтому я прикрыл им лишь "места
нанесения наиболее вероятных ударов".
После затвердевания срезал все лишнее, сошкурил наиболее
значительные выступы и выровнял шпаклевкой поверхность. Затем
положил еще один слой углеленты со стекловолокном. Этого оказалось
более чем достаточно.
Некоторое внимание пришлось уделить месту для декоративной
сеточки. Когда я вырезал верхнее фанерное кольцо, то выбрал
внутренний его диаметр таким образом, чтобы сеточки вставлялась
свободно. Теперь же для более точной подгонки я обернул торец сетки
тремя слоями бумажного скотча, вставил ее в подиум и зашпаклевал
образовавшиеся щели. После затвердевания шпаклевки сеточку вынул,
вытянув скотч. Все, сеточка сидит как влитая.
Сопряжение с обшивкой
Жесткость набрана, теперь самое время подумать о креплении
конструкции к обшивке двери. Да, у "десятой" обшивки более
причудливая форма и простым подкладыванием оргалита отделаться не
удается...
Без оргалита все же не обошлось - я вырезал фигуру в размер
подпятника (с небольшим вырезом) и наклеил его с обратной стороны
подиума. Затем, прихватив подиум к обшивке парой шурупов, наметил и
вырезал в ней круглое отверстие. Соответственно этому отверстию
вырезал из фанеры еще одно кольцо и прикрепил его к основанию
подиума. Таким образом, у меня получилась плоскость, которая должна
крепиться к железу двери.
Но между основанием подиума и обшивкой двери оставались щели.
Казалось бы, можно притянуть их друг к другу посильнее саморезами -
и нет проблем. Однако сопутствующие этому подходу деформации обшивки
и внутренние напряжения мне совершенно не нужны, поэтому я решил
избавиться от щелей более элегантным способом. Развел приблизительно
3 - 4 деления большого флакона ЭДП, засыпал ее мелкими опилками до
состояния теста, тщательно перемешал. Нанес эту массу с обратной
стороны основания подиума, накрыл сверху целлофаном, приложил к
обшивке, аккуратно выдавил излишки и несильно привинтил подиум
четырьмя шурупчиками.
Когда конструкция высохла, я срезал излишки и получил основание
подиума, идеально повторяющее поверхность обшивки двери! Вот теперь
можно крепить их друг к другу саморезами, совершенно не опасаясь
перекосов.
Крепление к двери
Металлическая поверхность двери требует дополнительного усиления.
Из фанеры я вырезал две фигурки замысловатой формы таким образом,
чтобы деревяшки как можно точнее повторяли обводы металлический
поверхности.
|
ПРЕИМУЩЕСТВО ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЕЩЕ И В
ТОМ, ЧТО НЕМНОГО ПОДСОХШУЮ И РАЗБУХШУЮ ПЕНУ МОЖНО
УМИНАТЬ РУКАМИ, И ПРИ ЭТОМ ОНА ПРЕКРАСНО ЗАТВЕРДЕВАЕТ,
ПРИЧЕМ ПО ВСЕМУ ОБЪЕМУ ЗАПОЛНЕНИЯ. ВНУТРЕННЮЮ ПОЛОСТЬ Я
ТАКЖЕ ЗАПОЛНЯЛ, СТАРАЯСЬ ВЫРОВНЯТЬ
СТЕНКИ | |
|
НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ В СБОРЕ. ВНУТРЕННЕЕ
ОТВЕРСТИЕ ПОД ДИНАМИК В ОРГАЛИТОВОЙ ПОДКЛАДКЕ ВЫРЕЗАНО
ЧУТЬ МЕНЬШЕ (НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ), ОТВЕРСТИЕ В ОБШИВКЕ ПОКА
НЕ ПРОРЕЗАНО | |
|
ВВЕРХУ - ПЕНА ОБРЕЗАНА И ЗАШКУРЕНА
НАЧИСТО, ПРИЧЕМ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИЛОЖЕН ДИНАМИК С
СЕТКОЙ. ВНИЗУ - Я ВСЕ-ТАКИ РЕШИЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО
ЗАШПАКЛЕВАТЬ ПЕННУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ПЕРЕД НАКЛАДЫВАНИЕМ
СТЕКЛОТКАНИ | |
Затем склеенные между собой фанерки густо намазал "жидкими
гвоздями" и намертво прикрутил саморезами к металлу двери. Я впервые
применил эти "гвозди" и сейчас думаю, что герметик - силиконовый или
акриловый - здесь был бы более уместен.
Отверстие под динамик я решил вырезать уже потом, прямо по месту.
При помощи электролобзика с пилкой по металлу это оказалось совсем
не сложно. Безусловно, вся дверь еще требует доработки, но основное
- площадка для крепления подиума, была уже готова.
Окончательная подгонка
Установил на дверь обшивку с привинченным подиумом и понял, что
повозиться еще придется... Между подиумом и дверью все еще
оставалась щель, минимальное расстояние составляло около 7 - 8 мм, а
максимальное - более 15 мм. Вырезать и подгонять еще одно кольцо, да
причем скошенное под углом, сил уже не хватало. И я решил эту
пустоту просто заполнить чем-нибудь застывающим...
|
ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАПА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО И
МЕЖСЛОЕВОГО НАНЕСЕНИЯ ШПАКЛЕВКИ ПОЗВОЛИЛО МНЕ
ОГРАНИЧИТЬСЯ ДВУМЯ СЛОЯМИ СТ. И КОЛИЧЕСТВО ШПАКЛЕВКИ НА
ПОВЕРХНОСТИ МИНИМАЛЬНО - СВЕТЛЫЕ ПЯТНА НА
СНИМКЕ | |
|
КРАСКА, ОСОБЕННО АНТИГРАВИЙ, ИМЕЕТ СВОЮ
ТОЛЩИНУ, ПОЭТОМУ СЛОИ СКОТЧА НЕ БУДУТ ЛИШНИМИ. СЕТКУ,
КСТАТИ, ТОЖЕ ПРИШЛОСЬ ПОКРАСИТЬ В
ДАЛЬНЕЙШЕМ | |
|
ТОНКАЯ ОПЕРАЦИЯ. ВИДНЫ ЧЕТЫРЕ ШУРУПЧИКА,
ПРИЖИМАЮЩИЕ ОБШИВКУ К ПОДИУМУ. ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ЗАКРУЧЕНЫ ДО УПОРА, ЗДЕСЬ НУЖЕН КОМПРОМИСС. ЦЕЛЛОФАН
ПОТОМ СНИМАЕТСЯ БЕЗ
ПРОБЛЕМ | |
|
ХОРОШО ВИДНО, КАК ЗАСОХЛА ВЫДАВЛЕННАЯ
ЭПОКСИДНАЯ ЗАМАЗКА. ПРИДАТЬ ЕЙ ФОРМУ ОСНОВАНИЯ НЕ
СОСТАВИЛО НИКАКОГО ТРУДА... | |
|
ВОТ ЭТИ ДОЩЕЧКИ, СОВМЕЩЕННЫЕ ДРУГ С
ДРУГОМ. ВИДНЫ ОТВЕРСТИЯ ПОД САМОРЕЗЫ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ
ОТВЕРСТИЕ ЕЩЕ НЕ ПРОРЕЗАНО | |
|
ФОРМУ ПОДГОНЯЛ ИТЕРАЦИОННЫМ МЕТОДОМ,
ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОЛОБЗИКА, ПРИЧЕМ ЗАДАЧА
НАМНОГО УПРОЩАЕТСЯ, ЕСЛИ ЛОБЗИК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ПРОПИЛЫ ПОД
УГЛОМ, ОТЛИЧНЫМ ОТ 90
ГРАДУСОВ | |
Предварительно заклеил бумажным скотчем фанеру на двери и
обратную сторону подиума. Затем размял пластилин, вылепил бортик по
периметру кольца подиума и аккуратно установил обшивку на дверь,
стараясь зафиксировать ее как можно сильнее и точнее. Образовавшуюся
щель через отверстие под динамик заполнил эпоксидной смолой,
смешанной с опилками до консистенции замазки, а чтобы предотвратить
ее вытекание, обернул поверхность целлофаном. Через целлофановую
пленку очень удобно разравнивать эпоксидную массу...
На вторую дверь эпоксидной замазки мне не хватило, и я
использовал шпаклевку, результат вполне приемлемый. После
затвердевания обшивку удалось без труда отсоединить от двери
благодаря заранее наклеенному скотчу. Удалил скотч, пластилин,
подровнял получившиеся "кольца-проставки" и подклеил их к
деревянному кольцу подиума. Можно было бы их зафиксировать и со
стороны двери на фанерном основании, но, как говорится, здесь
возможны варианты. Стоит ли говорить, что сопряжение подиума с
дверью после подобной подгонки можно считать безлюфтовым.
Монтаж
Осталось самое простое - соединить две части этой композитной
конструкции в единое целое, для чего был выбран традиционный способ
- саморезы. небольшая трудность состояла в том, чтобы найти и купить
достаточно длинное и тонкое сверло, позволяющее просверлить все ЭТО
насквозь! В итоге после расширенной экскурсии по строительному рынку
в Строгино я обзавелся сверлом по металлу 6х140 мм и
120-миллиметровыми саморезами (по 8 штук на каждую дверь). Засверлив
отверстия в подиуме, наметил точки в двери и просверлил их диаметром
3 мм с таким расчетом, чтобы длинный саморез вошел в фанеру и железо
с хорошим натягом.
Окончательная отделка
Благодаря нанесению шпаклевки до оклейки и между слоями
поверхность получилась довольно ровной, и мне осталось лишь слегка
подшпаклевать ее и зашкурить. Попутно выровнял и внутреннюю
поверхность подиума - значительные углубления между плоскостями
каркаса заполнял тем, что было под рукой: остатками мокрой пены,
смешанной с опилками, шпаклевкой с опилками и так далее. Затем
слегка прошпаклевал получившееся "горло" и прошелся шкуркой.
|
СПРАВА ВИДНА ЧАСТЬ "БУТЕРБРОДА", КОТОРАЯ
ОКАЗАЛАСЬ ЛИШНЕЙ В ДВЕРИ И БЫЛА БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЕЗАНА.
КАК ВИДНО, ШТАТНОЕ ОТВЕРСТИЕ В МЕТАЛЛЕ ДВЕРИ НЕ СОВПАЛО
С ПОДИУМОМ. НО НИЧЕГО
СТРАШНОГО... | |
|
АВТОПЛАСТИЛИН ОКАЗАЛСЯ САМЫМ ОБЫЧНЫМ
ПЛАСТИЛИНОМ... БОРТИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ НЕ
СОГНУТЬСЯ ПРИ ПРИКЛАДЫВАНИИ ОБШИВКИ К ДВЕРИ, А ПЛАВНО
СМЯТЬСЯ, НЕ НАРУШАЯ ФОРМУ
КОЛЬЦА | |
|
САМОРЕЗЫ ЗАКРУЧИВАЛ ДРЕЛЬЮ. ЭТО,
КОНЕЧНО, БЫСТРЕЕ, НО НУЖНО БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ - ГОЛОВКА
САМОРЕЗА МОЖЕТ ПОМЯТЬ ФАНЕРНОЕ КОЛЬЦО. ПРАВИЛЬНО
ЗАКРУЧЕННЫЕ САМОРЕЗЫ ДОЛЖНЫ "СИДЕТЬ"
ЗАПОДЛИЦО | |
|
ПОКРЫТИЕ АНТИГРАВИЕМ ЧЕМ-ТО НАПОМИНАЕТ
ВЫСОХШИЙ КЛЕЙ "МОМЕНТ", КСТАТИ, ЗАПАХ ПОХОЖИЙ... ТЕМ НЕ
МЕНЕЕ, ОН ОТЛИЧНО КРАСИТСЯ И СТАНОВИТСЯ ПРОЧНЕЕ ПОСЛЕ
ПОКРАСКИ | |
|
СЕТКИ Я ТОЖЕ ПОКРАСИЛ, И ХОТЯ ПРИМЕНИЛ
ТУ ЖЕ САМУЮ МАТОВУЮ КРАСКУ, ВИЗУАЛЬНО ОНИ КАЖУТСЯ БОЛЕЕ
СВЕТЛЫМИ. ОПТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ,
ОДНАКО... | |
Вариантов окончательной отделки было как минимум два - красить
или обтягивать, но в итоге я решил не связываться с винилом:
настоящий фирменный винил достаточно дорог, нужен навык, да и от
"жаберных прорезей" в середине кармана пришлось бы избавляться...
Покраска - решение тоже неоднозначное, и вот почему. "Самодельная"
часть подиума была зашкурена до зеркального блеска, а оставшийся
пластиковый карман отделан на заводе "под шагрень". Снимать шагрень
не хотелось совсем, это морока на неделю, поэтому и было принято
решение "зашагренить" всю поверхность. Для этого надо нанести на
поверхность подиума несколько слоев антикоррозионного покрытия типа
"антигравий" для придания неровной, мелкодисперсионной структуры.
Сам по себе высохший антигравий хоть и достаточно прочен, но легко
царапается и повреждается. Для придания покрытию прочности решил
нанести поверх антигравия несколько слоев матовой эмали.
По совету опытных товарищей приобрел антигравий "Body-950"
черного цвета в аэрозольной упаковке и нанес его 4-мя тонкими
слоями. Поверхность заметно выровнялась по своей структуре, переход
"пластик - композит" перестал различаться. Довершил покраску при
помощи матовой краски "Maston" в аэрозольной упаковке. Израсходовал
целый баллон, зато результатом остался доволен, жалко только, что не
смог подобрать нужную готовую краску темно-серого цвета в тон
пластиковых деталей салона - либо светло-серая, либо черная.
На мой взгляд, подиумы получились, я доволен. Не возникает
желания что-то переделать, сделать по-другому, хотя я посмотрел
немало подобных конструкций, и не только любительских. Но
фронтальная акустика - это ещё не все. Нужен как минимум ещё и
сабвуфер, об этом будет особый разговор, и совсем
скоро... |